Взаимодействие с ребенком.
30 января 2015
Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации
СЛОВО - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цвет¬ком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить — и из¬лечить, посеять смятение и безнадежность — и оду¬хотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уны¬ние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.
В.А. Сухомлинский
Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы ре¬шения конфликтных ситуаций; ознакомить родителей с особеннос¬тями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов; тренировать родителей в разрешении конфликтных ситу¬аций.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в пе¬риод своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.
Подготовительная работа: подготовка словаря темы (см. прило¬жение); анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); под¬готовка материалов лекции для родителей (см. приложение); подго-товка ситуаций для практикума (см. приложение).
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы вос¬питания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: бо¬лезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избе¬жать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остать¬ся родителями вообще и быть счастливыми родителями.
Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются про¬блемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благопо¬лучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрез¬вых, неряшливо одетых молодых людей. После вопросу "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пуска¬ет. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ре¬бенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и са¬мое главное, как это происходит в его семье».
Причины кризиса могут быть самые разные:
— развод родителей;
— потеря близкого человека;
— алкоголизм родителей или одного из них; ^
— переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);
— межличностный конфликт;
— изменение состояния здоровья;
— проблемы внешности;
— препятствия в достижений поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но
экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:
— тревога, страх, смятение, шок;
— сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть труд¬ности;
— истощение и уход от решения проблемы.
Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конф¬ликты. Они могут быть:
— лично-семейные;
— профессиональные;
— межличностные, не связанные с профессиональной деятель¬ностью;
— обусловленные состоянием здоровья;
— связанные с материальными затруднениями;
— обусловленные антисоциальным поведением.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требу¬ет активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
угрозы, указания, приказы; диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им; морализаторско-менторские поучения.